«Искренность состоит не в том,
чтобы говорить все, что думаешь, а в том,
чтобы думать именно то, что говоришь»
(Ипполит де Ливри)
Однажды ученик спросил Учителя: «Учитель, недавно я обсуждал с друзьями тему искренности и естественности, но в результате у меня в голове все перемешалось». Учитель улыбнулся: «И в чем твой вопрос? Что с чем перемешалось в твоей голове?». «Самое главное, чего я не могу постичь, это различие между искренностью и естественностью. По-моему, это одно и то же». «Это не одно и то же» — сказал Учитель. — «Искренний человек может и не быть естественным, но естественный всегда искренен». «Прости, Учитель, я все еще не понял». «Когда ты искренен, — ответил Учитель, — то не скрываешь своих чувств. Когда естественен — ты о них не думаешь» (Тадао Ямагучи, «Путь торговли»).
В своей жизни время от времени каждый из нас задается вопросом по поводу того, насколько искренни с ним люди, которые окружают его. На самом ли деле они чувствуют к нам то, что говорят, и говорят ли то, что чувствуют? В какой степени мы дороги для близких нам людей, и на самом ли деле наши враги так нас не любят, как говорят? Остались ли еще в нашем мире место для сочувствия и сопереживания, в мире жестоком, в котором слова «сострадание», «жалость» и «милосердие» являются, едва ли не ругательными? Нужны ли искренность и сочувствие в нашем мире, или эти слова остаются просто пустыми звуками?
Сегодня искренность — очень редкое качество, которое для многих кажется чем-то невозможным, фантастическим и нереальным. Вспомните, когда мы в детстве говорили то, что думаем, громко так и с выражением, мы, ни о чем не подозревая, попросту высказывали искренне свое мнение, на что часто мамы и папы «шикали» на нас и говорили что так нельзя. Если задуматься, то еще в столь юном возрасте, а возможно еще даже в бессознательном, уже тогда в наши маленькие головы вбивали элементарную истину: ты можешь думать одно, а говорить совсем другое.
А ведь сегодня, мы научились делать это очень и очень искусно. Сегодня мы одеваем маски и под маской живем уже не своей жизнью. Мы умеем улыбаться, не торжествуя. Мы научились смеяться, когда на самом деле хочется спрятаться где-то глубоко-глубоко, чтоб никто не нашел, и плакать. Мы умеем делать безразличные и равнодушные лица, когда на самом деле хочется подойти к человеку, поддержать и помочь ему. И мы научились уходить от близких людей с гордо поднятой головой, не уронив не слезинки, высокомерно так, когда душа рвется на части, и хочется расплакаться, и сказать прости. И самое страшное — для многих из нас это стало нормой жизни. Можно ли как-то определить, искренен с тобой человек или это материя, которую можно только почувствовать. Искренность… Она ведь чувствуется в каждом слове. А искренен ли я сам с собой, так ли чисты мои намерения? Вот и выясняется, что если нет искренности с собой, то чего можно ждать от других людей. А быть искренним с собой – прежде всего не врать самому себе.
В последнее время, сидя в Интернете или прогуливаясь по книжному магазинчику, все чаще и чаще наталкиваюсь на заглавия вроде «Искусство быть самим собой: учебное пособие». Неужели мы стали до такой степени внушаемыми, что без посторонней помощи не можем припомнить, как это делается?
В современном мире для нас создали все условия для того, чтобы мы могли самостоятельно не действовать, не решать и даже самостоятельно не думать. Сегодня за нас думают и решают маркетологи, пиарщики и рекламисты, стилисты и визажисты, консультанты и прочие «двигатели» наших с вами жизней. Мы запрограммировали наш интеллект так, что он «ест» информацию, которая нам, по сути, вообще-то и не нужна. Сегодня все зависит от того, насколько хорошо сработает реклама. 15-ти секундный ролик — и нам уже жизненно необходимо каждое утро «есть сухие хлопья», ведь они полезны и для здоровья и для фигуры! Нам навязывают клише. И в результате, зачастую мы не имеем собственного мнения. Увы, но мы живем в мире, где много пафоса и глянца.
Совместимы ли сочувствие и современный мир? Всем известный факт, что доброта и нравственность нынче не в моде. Нам все больше подавай что-нибудь на тему развития интеллектуальных способностей, открытия «третьего глаза» и другого оккультизма. И постепенно, порой даже и не заметно, в душе человека вырабатывается холодность и душевная изоляция, равнодушие к близким и окружающим и, что самое парадоксальное – равнодушие к самому себе. Поскольку все начинается с себя и самый близкий человек для нас – это мы сами. А эгоизм и потребительское отношение это совсем не то же самое, что любовь и внимательное отношение к самому себе. Отношение к другим людям – это отражение отношения к самому себе.
Искренность и сострадание сейчас — самые ценные и поэтому, пожалуй, одни из редких качеств человека. Действия искренних и открытых людей не нуждаются в похвале или положительном восприятии окружающих, они вообще не нуждаются в понимании, они не боятся быть «отклонением от нормы» или «неформатом», ведь многие считают жалость слабостью или патологией. Такие люди отстаивают свое мнение, не боясь колкостей и осуждения, протягивают руку помощи ничего не ожидая получить взамен. Они готовы принимать решения самостоятельно, без стилистов, маркетологов и прочих «менеджеров». Они не хвалят людей, потому что так надо, и это делают все. Они все делают от души, потому что им так хочется, а не потому, что кто-то ждет похвалы или одобрения. Они не боятся остаться одни, потому что открытые люди никогда не останутся в одиночестве. Искренность показывает подлинные эмоции, проявляет характер и раскрывает индивидуальность.
Искренность и открытость, сострадание и сочувствие имеют в жизни значительный смысл. К примеру, в рассказе Антона Платоновича Чехова «Юшка», главный герой был не понят окружающими его людьми. Его толкали, забрасывали предметами, обижали, ни за что, просто так. И никто не мог посочувствовать и проявить сострадание. Можно предположить, что вследствие такого отношения к себе он не любил людей, но это далеко не так. Юшка был действительно особенным человеком. В то время, когда сочувствие и сострадание должно было быть направлено в его сторону, он сам искренне проявлял эти чувства к оскорбляющим и обижающим его людям, всем сердцем, без единого звука и злого помысла. Он думал, что таким образом они проявляют любовь, любя его. Этот маленький, но очень поучительный рассказ переворачивает жизнь. Ты начинаешь замечать вещи, на которые ранее и не обращал внимания, переоцениваешь свое отношение к близким, родным и, выходя на улицу, знакомишься с миром заново. Уже не руководствуясь критериями социального статуса или богатства, с каждым днем становиться меньше претензий к современному миру, и появляется огромное желание давать и дарить, а не брать, переступать и, не обращать внимание. И все же нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? На этот вопрос, скорее всего многие ответят «да, конечно нужны», ведь у каждого из нас есть сердце, которое рождает сочувствие, жалость и сострадание и душа, которая рождает искренность и открытость. Потому что сочувствие и искренность – это высшая форма любви, это способность делится своим душевным теплом.
Прежде чем сесть и читать умные книжки про «искусство быть самим собой», лучше разобраться в самом себе. Никакая книга не поможет нам стать искренним и настоящим, открытым и сострадающим.
Начнем с самих себя и тогда увидим, как все начнет вокруг само по себе меняться в лучшую сторону. Важно не убегать от своих темных сторон, а принять их как свои собственные и тем самым взять их под контроль.
В завершении, хочется пожелать, чтоб все вокруг были честны и правдивы, искренни и открыты, сочувствующие и жалеющие. Любите в себе все. Вы — человек, и, как во всех нас, в вас есть добро, есть божественное начало, которое может проявиться величественно. С честностью помыслов и свободой воли мы способны многое перевернуть в нынешнем мире. В нас есть такая часть, которая может стать больше всякой мелочности, сильнее всякой слабости, мудрее, чем вы готовы полагать и смелее всякого страха.
© Мария Стадник,
Украиское Рейтинговое Агентство