Украинское Рейтинговое Агентство

маркетинговый консалтинг и аудит, маркетинговые исследования, рекламная и PR деятельность

Лучшая Стоматологическая Клиника

Жиры – важная составляющая рациона человека, причем как растительные, так и животные. Одним из таких важных жиров является сливочное масло. Этот полезный продукт имеет приятный вкус и аромат, прекрасно сочетается со многими другими продуктами, но, к сожалению, часто фальсифицируется растительными жирами. От этого страдает и вкус, и польза теряется.

Сам по себе растительный жир не является чем-то вредным, но при двух условиях. Во-первых, он должен присутствовать в своей категории продуктов (спреды, маргарины, молочно-жировые смеси и т.д.) и его присутствие должно быть честно отображено как в названии продукта, так и его составе. Во-вторых, растительный жир должен быть безопасным, в т.ч. и по содержанию транс-жиров. 

Сливочным маслом может называться продукт, содержащий только молочный жир, никаких заменителей в нем быть не должно. 

В Украине 20-25% молочной продукции фальсифицируется с помощью растительных жиров, причем чаще всего не крупными, а мелкими производителями, которые рассчитывают, что их товар не будут проверять эксперты и государственные органы. При этом около 70% масла в стране не соответствует стандартам.

Больше всего в Украине подделывается молочная продукция, в частности, около 70% масла в стране не соответствует нормам. Всеукраинская ассоциация по вопросам защиты прав потребителей каждый месяц отбирает до 40 образцов животного масла, чтобы увидеть, какие производители и как относятся к производству этой продукции. Среди отобранных образцов масла часто нет не только настоящего продукта, но и даже спредов. По самой низкой цене продается не масло и даже не спред. Молочного жира там вообще нет. В животном масле должно быть 100%, а в спредах — 25% молочного жира, однако его там реально находится всего 12-13%. Это уже даже и не спред.

Результаты таких проверок, проведенных общественной организацией, всегда направляются в уполномоченные органы — Государственную инспекцию защиты прав потребителей, Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу, в Антимонопольный комитет, в прокуратуру и другие службы.[1]

По сравнению с 2013 годом, в 2014 году упало производство кисломолочной продукции. В то же время, в прошлом году был рост производства сливочного масла, который сохранился и в первые три месяца текущего года. В целом, рынок за первые три месяца  показал очень небольшой рост по сравнению с прошлым годом. Безусловно, на показатель повлияла экономическая и политическая ситуация. Но, вместе с тем, несмотря на такие сложные условия, в которых Украина находится, стабилизация потребления и производства – тоже успех. Потому что только последние два года, начиная с кризисного 2008 года, молочный рынок динамично развивается. Если говорить об объемах цельномолочной продукции, то в прошлом году ее было произведено 1,162 млн тонн. Прогнозируется, что  в 2014 году примерно 3% добавится к этому показателю. Если говорить о рынке масла, то в прошлом году объем производства был порядка 96 тыс. тонн.  Прогнозируется прирост на уровне 4-5%, по данням Государственной Службы Статистики Украины. Но если не изменится ситуация с определенными ограничениями на экспорт сыров в Россию, то прирост производства масла может достичь 10%, т.к. производители будут вынуждены переориентироваться и начать выпуск других категорий продуктов.

Уровень фальсификации молока в Украине ниже, чем у масла, однако очень большой процент — более 25% — у сгущенного молока. Ранее центр экспертиз «Тест» провел исследование украинского рынка молока и результаты получились более, чем оптимистические, так как у четырех производителей и шести торговых марок не было обнаружено каких-либо качественных отклонений. В экспертизе приняли участие крупнейшие производители молочной продукции, в частности «Милкиленд-Украина«, «Danone», «Вимм-Билль-Данн» и «Лакталис-Украина». По данным Госстата, производство жидкого молока, молокосодержащих продуктов и сливочного масла в Украине в январе-мае 2014 года продолжает расти, в то время как объемы производства йогуртов, твердых и неферментированных сыров сокращаются с начала года. [2]

Как видим на протяжении последних лет в Украине постепенно развивается культура потребления молочных продуктов, появляются новые категории, поскольку потребители гораздо больше начинают заботиться о своем здоровье и, естественно, обращают внимание на полноценные сбалансированные продукты на основе молока.

“В Украине ТОП-5 игроков производят почти 70% сыра, и концентрация рынка растет. Однако большие объемы экспорта, дефицит и дороговизна молочного сырья привели к росту средних цен производителей на готовую продукцию на внутреннем рынке на более чем 12% в прошлом году. В результате, востребованным является как натуральный сыр, произведенный исключительно из молочного сырья, так и более доступный сырный продукт, в составе которого молочный жир заменен высококачественным растительным, но полностью сохранен молочный белок и другие компоненты, ради которых мы, собственно, и покупаем сыр”, — комментирует Марианна Глотова, директор по маркетингу и стратегии группы компаний “Терра фуд”. За 2013 год продажи группы компаний “Терра фуд” выросли на 13%, что позволило ей занять 16,7% рынка Украины.[1]

По данным таможенной статистики, экспорт сыров из Украины за пять месяцев 2014 г. составил 13,6, тыс. т, тогда как за аналогичный период предыдущего года их экспорт составил 23 тыс. т. Этот показатель является логическим следствием постоянных претензий со стороны России к украинской продукции и запрета экспорта сыра для ряда отечественных молокоперерабатывающих предприятий, сообщают в ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ).[3]

Выручка от экспорта украинских сыров всех видов с января по май 2014 г. составила $90 млн, а это на $42 млн меньше, чем соответствующий доход за пять месяцев прошлого года.

 

Потери от сокращения реализации сыра удалось несколько компенсировать за счет некоторой переориентации производства и роста экспорта других молочных продуктов, таких как масло и молоко сгущенное и несгущенные. Однако общий доход от внешней торговли молочными продуктами в этом году все же снизился на 6% и по результатам 5 месяцев 2014 г. составил $157 млн.


Импорт молочной продукции в натуральном выражении в результате девальвации гривны сократился, однако в валютном выражении стоимость импорта возросла на 20% и составила почти $100 млн. Эти факторы негативно повлияли на внешнеторговый баланс молочной продукции в Украине. Вследствие этого положительное торговое сальдо уменьшилось на 31% и составило $57,3 млн. 

Сегодня эксперты уверяют нет никаких рыночных предпосылок для роста цен на молочную продукцию. «В связи с сокращением экспорта молочной продукции в Россию и Казахстан, а также приостановкой ее поставок в Крым в последние месяцы у молочников образовался большой переизбыток сырья, который они пускают на производство сухого молока и масла. Поэтому повышать цены на продукцию они не должны», — говорит Руслана Бутыло, руководитель аналитического отдела консультационной компании «Дикун». По ее словам, если цены на молочную продукцию и будут меняться, то, скорее всего, в сторону уменьшения. Например, масло может подешеветь на 1–2% в опте, сыр — на 5%. Возможно, падение цен проявится и в рознице. Остальная молочка будет продаваться по ценам июня.

Примечание: Обзор составлен на основе официальных данных органов государственной статистики Украины о производстве/экспорте/импорте молочной продукции. При анализе учитывались данные только о потребительском рынке молочной продукции Украины

Источники: Национальный агропортал Latifundist.com, по данным Союза молочных предприятий Украины, Государственной службы статистики Украины, Деловой информационно-новостной сайт delo.ua, Ukrainian Business Resource (UBR).


[1] Данные научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест»

[2]  По материалам Ukrainian Business Resource

[3] По материалам delo.ua

Рубрики: Новости, Статьи

Комментарии закрыты